Снят он в 1977 году, но как-то так случилось, что я за всю жизнь ни разу его не смотрела. Что, в принципе, удивительно. При достаточно скромном выборе, предлагаемом нам советским кинематографом.
И я точно понимаю, что в молодости я бы нашла его скучным и нудным.
Только сейчас можешь оценить все ньюансы, великолепную игру наших актеров, когда одно движение бровью, а сколько чувств.
Такая светлая ностальгия по всей той стабильности и предсказуемости, что мы оставили в СССР.
Но сейчас хочется сказать не об этом.
1977 год. Страна, в которой нет секса. Строгие моральные нормы. За измену могли разбирать на партсобрании. Конечно, все это ширма, а за ней всегда кипели страсти. Но сам фон…
Иллария ( героиня Ольги Антоновой) влюбляется в Виктора Михайловича( Михаил Глузский) и открытым текстом говорит ему об этом. Более того, начинает даже активно эти чувства демонстрировать, перелезая по балконам в его гостиничный номер.
Трогательная до слез сцена на вокзале:
– Пожалуйста, я поеду с вами.
– Зачем?
– До ближайшей станции.
-Не надо!
– Да ну что вы. Зачем вы так делаете? Что же вы спихиваете меня со ступенек?
– Отправляемся, пройдите внутрь вагона! Женщина, вы едете или не едете?
– Нет.
– Освободите вагон, женщина.
– Нет, вы знаете, я бы поехала. Но вы же слышали, он почему-то не хочет.
Виктор Михайлович и сам влюблен в Илларию, но не в контакте со своим чувством. За плечами столько лет одиночества, привычка, уже не верит, что в него можно влюбиться.
И если бы Иллария ждала инициативы от него, не побоялась сказать о своих переживаниях, разлетелись бы они в разные стороны.
Но она рискнула и выиграла. Каждый из нас часто делает этот выбор, выбор между активностью и безопасностью.
Проявляем активность, а нас отвергают. Молчим о своих чувствах, и как- то жизнь сереет и есть ощущение упущенных возможностей.
В активности – небезопасно, в безопасности – скучно.
Главное, найти золотую середину.